Одна из главных причин бедствий людей – это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей

Л.Н. Толстой

Лучшие умы приходят к мыслям о необходимости широких мер для умиротворения и разоружения. Но одно телесное разоружение не поможет.Нужно разоружиься в сердце и в духе.

Н.К. Рерих

Мы подняли Знамя Мира в Космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбы человечества и планеты. <…>. Полеты человека в Космос – это самые первые шаги новой единой космической культуры, символом которой является Знамя Мира

Майкл Фоэл, американский астронавт

 

В огромном по-весеннему синем небе над Косово не было ни облачка. Натовский пилот развернул самолёт над Средиземным морем и выбрал на мониторе цель. «Вот вам и подарочек…», – подумал он, вспоминая друзей, с хохотом писавших на бомбах: «Счастливой Пасхи!», «Надеемся, что вам это понравится!», «Ты всё ещё хочешь быть сербом?»

…Иступляющий вой вдруг прервался секундой тишины. Купола, будто набрав в последний раз живительной силы, разлетелись сотнями осколков, погребая под собой и зелень травы, и радость утра, и само солнце, померкшее в серо-коричневом дыму умиравшего монастыря. Оплавившиеся кресты, словно окаменевшие на лету птицы, неподвижно лежали на груде камней, сквозь разодранное тело которых сурово и скорбно проглядывал Лик Христа…

Монастырь Святой Троицы XIV века. Косово и Метохия. 1999 год.

Ни крестоносцы, ни османы, ни Наполеон и Гитлер, ни само время не властны были над древними стенами десятков 800-летних сербских храмов и монастырей. Горестный список потерь в результате заказной войны в Югославии внушителен. Достаточно упомянуть разрушенные или сожженные монастыри Пресвятой Богородицы и Святого Николая в районе Куршумлии, оба XII-го века; соборный храм Богородицы Льевиской (XII-й век), Церковь Св. Спаса (XIV век), монастырь святых Архангелов (XIV век), церковь св. Георгия Руновица в Призрене (XV век); тяжело повреждённые памятники культуры, такие как «Табачки мост» IV-го века и старый город в Джаковице. По заявлению директора Комитета по защите памятников культуры Республики Сербии Милета Милича «уже после прибытия КФОР в Косово и Метохию албанские террористы разрушили, сожгли или осквернили 77 сербских церквей и монастырей, ограбили или уничтожили свыше десяти тысяч икон и других сакральных предметов». Так религиозная нетерпимость, используемая определенными кругами в своих чисто прагматических и весьма корыстных интересах, расправляется с бесценным и невосполнимым наследием прошедших веков.

Сокровища Ирака

Шумер, Ассирия, Вавилон, Аккад, Месопотамия – все эти названия с детства на слуху. И все они объединены для нас сегодняшних одним словом – Ирак. В ходе конфликта 1991 года в Ираке был разрушен целый ряд крупных исторических, архитектурных и археологических памятников. Были беззастенчиво разграблены многие иракские музеи и прочие культурные объекты, пропало более 4000 тысяч экспонатов, из которых 326 единиц можно сегодня наблюдать в музее Метрополетен в США… Этот факт обсуждался на специальной совместной конференции Министерства культуры Ирака, ЮHЕСКО и Интерпола в 1993 году в Багдаде. Известный русский археолог профессор В.И. Гуляев в своей книге «Шумер, Вавилон, Ассирия: 5000 лет истории» свидетельствует, что «окончательный удар по археологическому изучению страны с участием иностранцев нанесла операция американцев и их союзников в 1991 г. – «Буря в пустыне». К тому же во время воздушных бомбардировок сильно пострадали многие всемирно известные памятники древности – например, знаменитый зиккурат Ур-Намму в Уре, построенный в III тыс. до н.э.» [1].

От бомбардировок антииракской коалиции весной 2003 года вновь пострадали музеи Тикрита и Мосула, багдадский дворец с экспозицией времен монархии, богатейший иракский Национальный Музей собрание уникальных изделий из резного камня, кости, кожи, табличек древних жителей Месопотамии, крупнейшее хранилище арабских рукописей. В последнем полностью уничтожена научная работа, которая велась в течение 100 лет. Во время пожара в Багдаде погибла библиотека священных мусульманских книг – Коранов, а также бесценные манускрипты Национальной иракской библиотеки и архива. В постоянной опасности такие памятники Багдада, как дворец Абассидов, университет Аль-Мунстансирия, мечеть Мирджа соответственно XII, XIII и XIV веков.

Крепость Тиль-Кармаль (ассирийский город Шадупум), расположенная недалеко от Багдада – старейший научный центр в истории древних цивилизаций Европы и Ближнего Востока; Ниневия – столица древнего ассирийского царства; город VIII-IX веков Басра – раннемусульманский памятник с особым архитектурным стилем; Ан-Hаджеф с гробницей праведного халифа Али, двоюродного брата пророка Муххамеда и гробница мученика Хуссейна ибн Али в Кербеле – да мало ли ещё в Ираке мест почитаемых и мусульманами, и христианами, являющихся для науки и истории необъятным полем труда. Вот между Басрой и Багдадом расположен великий древнешумерский город Ур, постепенно отвоевываемый археологами у земли, где в частности ведутся раскопки дома пророка Авраама.

Великий Зиккурат в Уре. Возведён в ХХI веке до н.э.

«И была площадь рядом с небом, на вершине Зиккурата. К ней, одна за другой, вели три лестницы с каменными ступенями. На ту площадь, словно на крышу под небом, сходили иногда боги, присматривающие за нашей жизнью. И для бесед с ними поднимался только один смертный – верховный жрец и царь Гильгамеш»[2],  – повествуется в древнешумерском и аккадском эпосе. Теперь на Зиккураты с неба нисходят не боги, присматривающие за Жизнью, а люди, несущие Смерть. Нельзя не согласиться с мнением М.Б. Пиотровского, директора Эрмитажа, члена-корреспондента РАH, одного из ведущих востоковедов, который ещё в самом начале войны с большой горечью говорил: «Очень важно понимать, что громадное количество памятников Ирака не раскопано. Если сейчас земля Ирака будет страдать от бомбежек, то в прах превратится сама история, сама информация о человечестве, никому пока неизвестная…» [3].

Трагические примеры Югославии и Ирака ясно указывают на кризис современной цивилизации, Цена обладания подземными ресурсами значительно превалирует над ценой человеческой жизни и бесценных памятников мирового культурного наследия. Мир, называющий себя цивилизованным, забыл о красоте. Он думает и действует, подчиняясь законам цивилизации, то есть общественного обустройства жизни. Красота же относится к сфере духовной, доступной лишь тем, кто способен проникнуть за границы материального мира и привлечь частицы той надземной радости, что зовется благодатью. Устремляя своё сердце к высшему Началу, будь то Зевс, Даждьбог, Вишну, Христос, Магомет или Великие Наги, одухотворяясь, великие мастера прошлого наделяли свои произведения энергетикой этого высшего, творя неподвластную времени красоту. Галатея – не миф, но символ. Джоконда и Сикстинская Мадонна, храмы Европы и Азии, прекрасные архитектурные и скульптурные памятники по сию пору магнитно притягивают наши взоры и вызывают закономерный вопрос: какая тайна лежит за пределами видимой формы? Разрушая святыни, неосязаемая энергетика которых, материализованная в красоте, помогает выживать среди агрессивного безобразия, человечество, по сути, лишает себя будущего.

Пакт Рериха

Момент подписания Пакта Рериха 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. На переднем плане, в середине, Президент США Ф.Д.Рузвельт.

Легко найти предлог для розни, добро же требует большого душевного и духовного труда. В качестве примера объединения государств не ради войны, а ради мира и Культуры, хочется напомнить об одном фундаментальном Договоре, последствия принятия которого в качестве руководства к действию помогли бы человечеству осознать, что же является истинным приоритетом его существования и развития, и, возможно, предотвратить, или, по крайней мере, ослабить надвигавшуюся на Европу военную катастрофу. К тому же, мировое культурное сообщество отмечает в этом году его 70-летний юбилей. Речь идет о Пакте Рериха – Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот исторический документ был подписан 15 апреля 1935 году в Вашингтоне, в Белом Доме, представителями 21 страны в присутствии президента США Ф.Д.Рузвельта. Надо отдать должное тогдашнему президенту США, понимавшему глубокое значение Пакта для судеб человечества.

Согласно Пакту Рериха исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, а также сотрудники этих учреждений, пользуются нейтралитетом, уважением и покровительством не только во время войны, но и в мирное время. Заметим, что правительства обязывались «предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения». Невозможно отрицать непреходящую ценность и актуальность этого документа и в наши дни.

Н.К.Рерих. 1921 г. Чикаго.

Николай Константинович Рерих, выдвинувший идею подписания Пакта Культуры, личность многогранная. Подобно титанам возрождения он проявил себя в самых различных областях культурной и общественной жизни и как великий художник, философ, археолог, писатель, просветитель, путешественник, общественный деятель мирового уровня. Решение о необходимости охранения культурного достояния окончательно оформилось у него к 1904 году после многочисленных путешествий по старинным городам России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Тогда же он сделал доклад по этой теме в русском Обществе Архитекторов. Когда началась первая мировая война, Николай Рерих вновь напоминает своим знаменитым плакатом «Враг рода человеческого», разосланным по армиям и военным зонам, о необходимости бережности и осмотрительности в отношении к памятникам Культуры. В 1915 году Николай Константинович подготовил доклад для императора Николая Второго и великого князя Николая Николаевича, в котором предлагал принять необходимые меры по защите сокровищ многонациональной культуры Российской империи в условиях всё разгоравшейся войны. Тогда его предложение не было реализовано, хотя было встречено доброжелательно [4].

Революционные бури и последующие богоборческие акции не только вызывали справедливое возмущение и негодование знаменитого художника, но и укрепляли его решимость бороться за сохранение прекрасной старины: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры. Наполеоновская конница держала коней в Московских храмах, экий стыд! В Каире в мечети показывают с негодованием наполеоновское ядро, глубоко вонзившееся в стену. До сих пор помнят и возмущаются. Громит ли Музей Академии Художеств русский вандал Маслов или же немецкий фон Шмуц – оно будет одинаково дико» [5].

Брюгге. 1932 год. Группа делегатов конференции в поддержку Пакта Рериха.

В 1929 году, по завершении грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, Рерих оповещает принципы Пакта по защите мирового культурного наследия в прессе Нью-Йорка, а доктор международного права Г.Г. Шклявер по его поручению разрабатывает юридическую сторону Договора. В 1931 и 1932 годах в Брюгге, а в 1933 году в Вашингтоне прошли международные конференции в поддержку Пакта Рериха. В августе 1932 года в Брюгге был основан Fondation Roerich pro Pace, Arte, Scientiae et Labore, а летом 1935 года этим городом было выделено здание для организации музея, посвященного деятельности вышеозначенной организации. Этому музею было даровано право носить имя Короля Бельгийского. К этому времени по всему миру работали многочисленные общества Рериха, собравшие в своих рядах приверженцев рериховской концепции Культуры как синтеза Знания и Красоты.

Тридцать шесть стран Европы и Азии, в том числе и Латвия, одобрили Пакт Рериха и готовились к его подписанию. Поддержан он был многими выдающимися государственными, общественными и религиозными деятелями, такими как король Югославии Александр I, король Бельгии Альберт I, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк, Томас Манн, Папа Римский, латвийский архиепископ Иоанн и другие. Но вторая мировая война началась ранее, чем удалось эту работу завершить. Огромные, невозвратимые потери, которые понесла мировая культура за период апокалиптического противостояния, подвигли к подписанию в мае 1954 года в Гааге Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В основу этой Конвенции был положен Пакт Рериха. В 1947 году к Пакту присоединилась Индия, в чем была огромная заслуга младшего сына Н.К. и Е.И. Рерихов – Святослава Рериха.

В день подписания Пакта Рериха президент Соединенных Штатов Ф.Д.Рузвельт в своей речи по радио, переданной всеми радиостанциями мира, в частности сказал следующее: «Открывая этот договор для присоединения к нему всех наций мира, мы предоставляем этот насущный принцип сохранения современной цивилизации к всемирному признанию. В основе этого договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста договора…» [6]. Это «более духовное значение» определяет уникальность Пакта Рериха, подчеркивающего первичность Культуры в отношении цивилизации. Эта первичность определяется тем, что культура есть самоорганизующаяся система духа человека, действующая и живущая в пространстве Вечности. Связанная с материей цивилизация, являясь категорией социального устроения жизни человека, подчиняется законам этой материи и по сути своей конечна. Н.К.Рерих предостерегал от смешения понятий культуры и цивилизации и, особенно, от подмены культуры цивилизацией. Сами корни этих слов уже указывают на существенное смысловое различие. «Как мы видим на многих примерах, – писал он, – цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль» [7]. Когда та или иная цивилизация отбрасывает культуру как нечто отягощающее и ненужное, наступает эпоха бездуховного материализма, эпоха постоянных кризисов и безудержной деградации сознания.

Шествие Знамени

Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. 1932. Холст, темпера. 173.5 x 99.4.

По мысли Николая Рериха, подобно охраняющему физическое здоровье Красному Кресту, Пакт должен быть целителем и покровителем здоровья духовного. «Наша неотложная обязанность, – писал он, создавать для молодого поколения традиции Культуры. Там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета Культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры. Мы должны сознаться, что наши драгоценные исключительные сокровища искусства и науки даже не вполне каталогированы. Если Знамя Мира даст толчок хотя бы к этой манифестации, то уже одно это будет колоссальным достижением» [8]. В тексте Пакта Рериха говорится о том, что он направлен «на всемирное признание флага, рисунок которого широко известен, в целях обеспечения охраны в случае угрозы всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности». Упомянутый отличительный флаг – Знамя Мира – представляет собой красную окружность с тремя красными кружками в центре на белом фоне. Из всех написанных Н.К. Рерихом полотен и плакатов, несущих знак Знамени Мира, особо выделяется «Мадонна Орифламма» (1932). Идеальная композиция и строгий колорит картины не могут не вызывать восхищения. Одновременно очерчено сразу несколько сфер и пространств, в которых центральным элементом является знак триединства. Величественно-спокойный лик Мадонны склонён над развернутым в её руках Знаменем Мира. Утонченность лика подчеркивается золотым пламенем нимба. Лилово-пурпуровые одежды мягкими складками ложатся на полукруглое подножие трона. Через проёмы башни открываются дали с многочисленными постройками, явно принадлежащими разным культурам. По своему внутреннему смыслу картина уникальна. Знамя Мира именно в руках Божьей Матери заставляет задуматься о его высоком происхождении и прямом указании на путь достижения лучшей жизни – он в единении, в культуре и в защите всего прекрасного.

Трудно было избрать более гениальный в своей простоте символ, нежели тот, что мы видим на Знамени Мира: три в одном. Как выражение прошлых, настоящих и будущих достижений в пространстве Вечности, он напоминает о необходимости сохранения культурной преемственности. Как символ науки, искусства и философии в едином поле Культуры – указывает на синтез культурообразующих сфер. Вместе с тем Знамя Мира несет в себе глубокий смысл символа Космической эволюции. Может быть, научившись отмечать тайные вехи, оставленные нам культурным наследием прошлого, мы научимся понимать и пути этой эволюции.

И, наверное, не случайно освящение Знамени Мира, Знамени защиты Красоты, Знания и Искусства, проходило в бельгийском городе Брюгге [9], в соборе Святой Крови, названного по хранящейся там реликвии Святой Крови Христовой. По одной версии эта реликвия была привезена в Бельгию во время Второго Крестового похода и хранилась ранее в Константинополе, а по другой – была подарена иерусалимским патриархом крестоносцу графу Тьерри Эльзасскому, который и выстроил для её хранения капеллу.

Со времени подписания Пакта Рериха Знамя Мира неоднократно поднималось над культурными учреждениями многих стран мира, в том числе и в Риге, водружалось российскими и международными экспедициями на высочайших пиках планеты, на Северном и Южном полюсе, вручалось культурным и государственным деятелям разных стран, а также Генеральному Секретарю ООН Кофи Ананну. Находится оно и в Государственной Думе России. В 1990 году Знамя Мира было поднято на околеземную орбиту. В открытый космос его вынес космонавт-исследователь Александр Баландин, совершив со Знаменем 144 витка вокруг Земли. В 1997 году начал работать международный проект «Знамя Мира в Космосе», активно поддержанный Российской Федерацией Космонавтики, ООН, ЮНЕСКО, НАСА, многими солидными научными и общественными организациями. В течение 2-х лет под Знаменем Мира на борту космической станции «Мир» работали более тридцати российских космонавтов и иностранных астронавтов. В этом проекте участвовал и американский корабль многоразового использования «Спейс-Шаттл». Знамя Мира в космосе символизировало начало новой эпохи в развитии человечества – эпохи космического мышления, планетарной ответственности и планетарного культурного единения.

Эволюционное значение Пакта Рериха и Знамени Мира с каждым днем становятся всё более очевидным. Старое ограниченное мышление всё ещё крепко держит землянина, не заметившего, что эпоха осмысления космической реальности уже наступила. Объединившись на понимании культурных ценностей, на ведущем значении духа, человечество не только не разрушит столь любимую им цивилизацию, но придет к гармоничному существованию, о котором долго мечтало. Красота одухотворенная способна дать нам импульс к нашему внутреннему росту, а значит импульс эволюционный.

«Мир всячески мыслит о мире. В каждом мирном предложении заключается стремление к тому же мировому прогрессу и благосостоянию. Каждый на своем языке повторяет благую формулу доброжелательства. Вот и мы знаем, что, охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым Знаменем, мы вытесняем этим порядком и само понятие войны. Если весь мир покроется Знаменем охранения сокровищ истинной Культуры, то и воевать и враждовать будет негде» [10] , – отмечал Н.К. Рерих. Пусть невозможно в одночасье решить эту насущную проблему, но мысль о благе, обладающая сильнейшей творческой энергией, непременно претворится в действие. И в этом смысле Пакт Рериха даёт нам непреходящий импульс.

                                                ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В.И. Гуляев. «Шумер, Вавилон, Ассирия: 5000 лет истории». – М.: Алетейа. 2004. – С. 68.

[2] «Блистательный Гильгамеш»: Древнешум. и аккад. эпос. – М.: Терра – Терра. 1997. – С. 18.

[3] Юлия Кантор. «Михаил Пиотровский: Рай был в Ираке» // Известия. 2003. 1 апр.

[4] В конце XIX – начале XX веков многие мирные инициативы исходили именно из России. Российский император Николай Второй в Манифесте от 24 августа 1898 года изложил идею созыва первой международной конференции по предотвращению войн и мирному разрешению конфликтов, состоявшейся позднее в Гааге.

[5] Знамя Мира: Сб. – М.: МЦР. 1995. – С. 170.

[6] В.А. Шибаев. Пакт Рериха // Н.К. Рерих: Сб. – Рига: Ziemeļstars. 1935. – C. 69.

[7] Н.К. Рерих. Культура и цивилизация. – М.: МЦР. 1997. – С. 142.

[8] Знамя Мира: Сб. – М.: МЦР. 1995. – С. 71-72.

[9] Этот удивительный город хранит в своей истории многие славные страницы. Основанный норманнами, он в Х веке становится центром Фландрии. К ХIV веку Брюгге достигает зенита своей славы. Будучи столицей Бургундского королевства, он становится и столицей изящных искусств. Музей Грунинге хранит богатейшую коллекцию фламандцев-примитивистов: Яна ван Эйка, Херарда Давида, Яна Мемлинга и других. До сих пор сохранилась Русская гавань, домик Петра Первого и памятник Петру, изображенному плотником.

[10] Знамя Мира: Сб. – М.: МЦР. 1995. – С. 88.

Цитируется по: Татьяна Житкова. Спасение в Культуре // Настоящее время: журн., № 3(3). – Рига: МАПП, 2005. – С. 89-94 / Зеркало жизни: межд. сб. – Рига, МАПП, 2010. – С.121-133.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.