Юрий Касянич

0
1919

Латвия
Рига

Стамбульские мотивы

(из цикла стихотворений)

Полнолуние

над холмами томного Стамбула катит полночь полную луну,
тишина – как заросли бамбука – выросла, смиряя дня волну,
сыплются сквозь решето озона в зеркало пролива – светляки,
бывшей Византии перезвоны
далеки

курд в кафе кальяном угощает: яблочный табак сквозь молоко
ночь тревожит куражом горчащим – по чужбине шляться так легко!
взгляд гуляет по высотным пляжам, звёзды в небе – азбукой простой,
прочитаем и споём и спляшем,
глядя на восток

счастье (коль радушием обласкан) – счастьем, не смущаясь, назови!
ведь душа свободна от балласта, если только небо – визави!
вылупится сердце для полёта – скорлупой осыплется печаль
кажется – уже в гортани клёкот,
крылья на плечах

О любви

Нас ждёт теплоходик – в сиреневый сумрак Босфора
отчалить беспечно. У пристани пахнет самшит.
Замедленный берег цепочкой огней обрисован.
На палубе верхней фолк-шоу, как свадьба, шумит.

Не ждал, не гадал – Бог судил побывать на Босфоре.
Не вспомнить Есенина трудно – толпою густой
стихи, как цыганки, явились, чтоб ночью бессонной
шутить, искушать и шуметь, словно пламя костров.

Ау, бедокурый талант, что в берёзы с тальянкой
ушёл англетерской тропой, завещав постулат:
отчизна – одна, остальные лихие альянсы
возможны на время. Негоже её оставлять

стоять на ветру, – что, подвыпивший, напропалую
на запад пылит, где густеет закат, как люголь, –
нелепую, сильную, слабую, добрую, злую,
наверно, навеки любимую – нет ведь другой!

Как корчит эпоху! Мы в ней – как в корчме – постояльцы.
Одно постоянно: шепча, заклиная, навзрыд –
любить! И ещё – в человечьем обличье стараться
пройти эту степь, где ковыль под ногами горит.

Пусть – где бы я ни был – повсюду зиять иностранцем,
но счастье любить превосходит по величине
любую печаль, что опустится рявкнувшим ранцем –
несытою рысью – на плечи крылатые мне.

Айя-София

Константинополя – увы! – не стало.
Как археолог – росписи наскальные,
ищу следы великой Византии:
шаги в тоннелях вековых затихли.

Под полумесяц встав, на расстоянии,
София, помнишь юность христианскую?
Как дышишь после адской хирургии,
когда лицо и грудь, и стан – другие?

Константинополь в прахе патриаршем.
По трещинам под своды, потерявшие
значенье изначальное, вступаю,
в предсердье – тень, упала боль тупая…

Здесь купол словно космос. Огорошенно
окаменел, увидев Богородицу –
иконою на самой верхотуре.
Каков собор – такие в нём котурны.

Вверху, нахохлясь перелётной птахой,
Мария, как радистка, стынет в страхе
за мальчика, чей крестный путь грядущий
уже начертан чернью малодушной.

Как будто от потопа иль пожара
спасаясь, сына дланями прижала
Мария: не понять – куда ей деться,
в чужой толпе как уберечь младенца?

У Чёрного моря

Воздух – пенной свежестью – в окна «ситроена»!
Мимо акведука, голубей, витрин…
Верность первой родине в сердце сокровенна:
что-то, как прапамять, плещется внутри.
Кажется, что жабры режутся крамольно,
пряно кружит голову в полдень каприфоль.
Плавность ли заплыва, сопричастность морю,
тянет безотчётно броситься в прибой:
за лазурной далью – адлерское детство,
не увидеть берег, где учился плыть…
Солнечная ванна лучше всех Q-10
лечит и ласкает. Рядом ослепи-
тельная француженка смотрит с интересом.
«Никогда не думал, – ей скажу, – jamais*! –
что пойду в обнимку с берегом турецким
что, коль верить песне, и не нужен мне».

* jamais (франц.) – никогда

Гарнизон

              …Минареты класса
земля-земля или земля-чалма
И.Бродский. Ritratto di donna

Призыв к молитве – словно с поднебесья
затылка каждого коснулась длань.
Как будто срок настал умолкнуть песне,
как будто грянул час коней седлать

и мчаться вширь, катясь волной обильной,
и степи на попоны жеребцов
наматывая красноземной пылью,
и клич свой исторгая с хрипотцой…

В Стамбуле ремонтантны минареты –
стоят на страже, как волшебный лес,
где феи, колдуны, марионетки,
что спят под управлением небес.

Небес, что под охраною ислама.
Как пристален ракетный гарнизон!
Когда, как Рим, пройдёт мирская слава,
придёт барханом бархатный сезон

иных созвучий. Вот ведь закавыка:
глянь –
в небеса, чтоб донести привет,
воткнулись установки пусковые,
нацеленные в двадцать первый век…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.