Красимир Бачков
Болгария
Варна

Для меня русские всегда были загадкой – открытые, спонтанные, с широкой славянской душой, готовые и рубаху с себя снять, чтобы помочь. Однако при определённых обстоятельствах они могут превратиться в полную противоположность, особенно после бутылки-двух водки. Англичане, впрочем, совсем другое дело! Внимательные и тактичные, они просто образец европейской интеллигентности.

У такого сомнительного балканского субъекта болгарского происхождения, как я, было достаточно возможностей для общения с представителями этих двух великих наций. Семь летних сезонов я проработал экскурсоводом в туристической фирме, владельцами которой были Вадим и Марина. Русское семейство, недавно поселившееся в Болгарии, пыталось разбогатеть на туризме. Я, будучи учителем по изобразительному искусству, знал достаточно о культурном наследии своей страны, более-менее говорил по-русски и по-английски и был абсолютно свободен в течение всего лета.

Кроме узенького офиса, спрятанного на одной из улочек Варны, у фирмы в собственности был ещё и микроавтобус «Фольксваген». Довольно старенькая немецкая машина бегала безупречно и вмещала девять душ. Но она оказалась маловата для группы спортивных рыбаков из Англии, которых мне предстояло встретить в софийском аэропорту.

Было начало июля, но лето всё ещё не чувствовалось, выпало слишком много дождей. Перед тем, как отправить меня в столицу, Вадим вручил солидную сумму и погрозил угрожающе пальцем:

– Смотри, как деньги тратишь! Если эти туристы останутся довольны, будет навар и нам, и тебе! Не спаивай их, как шведов и финнов, не знакомь с проститутками, как немцев прошлым летом и не пытайся их женить на какой-нибудь болгарке! И вообще, шевели мозгами! Люди приезжают, чтобы познакомиться с красотой твоей страны, и их нельзя разочаровать! Будь гибким и следуй их желаниям! Только так ты добьёшься успеха и хороших чаевых!

– Ну, конечно, Вадим! Когда это я не справлялся со своей работой? – ответил я беззаботно, что заставило моего шефа прищурить глаза и пробормотать:

– Ну да, справлялся! Как кот со сметаной. И в конце концов успевал обворожить несчастных людей и чаевые получить! Вы, болгары, просто факиры в обдуривании!

После восхищения моими способностями, высказанного Вадимом в такой деликатной форме, никак нельзя было его разочаровать, поэтому в Софии я взял внаймы два абсолютно новых индийских джипа Tata Sumo, выпускаемых по лицензии Mercedes. Один из них я собирался водить сам, а для другого позвал своего сына. Неделю назад он как раз получил права. Это было долгой одиссеей, но, в конце концов, всё закончилось успешно. После того, как сына семь раз срезали на экзамене, да ещё в придачу оказались разбитыми две учебные машины, мне пришлось немного намять бока его инструктору. Этот подход определённо возымел успех, и теперь новоиспечённый водитель каждые пять минут доставал права, чтобы ими полюбоваться.

Сразу почувствовалось, что с джипами что-то неладно. Они медленно передвигались, развивая скорость не более 80 километров в час. Я позвонил владельцам и узнал, что машины новые, их необходимо разработать, но ни в коем случае не насилуя и не перегревая мотор. Получалось, что мы должны были ползти, словно улитки, но, как говорится, назад дороги нет!

– Ох и разработаем же мы их, сами увидите, когда вернёмся! – гневно жал я на педали моего джипа, направлявшегося в сторону Родоп.

Англичане погрузили удочки и оснастку для рыбалки с искусственной приманкой и молчаливо следили за дорогой, близкими горами и всем тем, что можно было охватить взглядом. На моей Родине никто из них не бывал, хотя до этого они все вместе посетили более ста стран с одной простой целью – ловить форель на искусственную муху. Это были богатые, удовлетворённые жизнью люди, которые могли позволить себе такое дорогое удовольствие. Мы уже свернули с пловдивской магистрали и продолжали ехать по шоссе с крутыми виражами, ведущему к Смоляну, когда я понял, что у туристов появилась нужда облегчиться.

– Никаких проблем! – успокоил я их. – При первой же возможности сделаем
остановку!

Приблизительно через полчаса я наконец-то припарковался на одной импровизированной стоянке рядом с двумя грузовиками и тремя легковыми машинами.

– Ну, выходите! – скомандовал я англичанам, но их предводитель Лесли, совсем как конь, поднял голову и замотал ею из стороны в сторону:

– Здесь нет туалета!

– Большое дело! Идите во-о-он туда, за камни и деревья Смотрите, как другие делают!

– Мы лучше потерпим до какой-нибудь заправки!

– В большинстве случаев на заправках или нет туалета, или он не работает! – попытался я объяснить ситуацию по-человечески, но он опять закачал головой и заявил, что они будут терпеть до заправки…

– Ну, тогда ждите! – в недоумении пожал я плечами и облегчился рядом с джипом. Англичане воспитанно отвернулись, чтобы не быть свидетелями моего ужасного поступка. Однако заметили прелестное создание, показавшееся из-за большого камня, застёгивавшее джинсы. Девушка подождала, пока я сделаю своё дело и, перепрыгивая через пузырчатую лужицу, бросила мне:

– Эй, красавчик! Если едешь в Пампорово, приходи вечером на дискотеку, познакомимся поближе!

– Ничего не получится! – отклонил я приглашение. – Еду в Смилян. Будешь проезжать, бельём поменяемся, обещаю!

Засмеявшись, она послала мне воздушный поцелуйчик и скрылась в одной из стоявших машин. Мои англичане переглянулись, удивлённо покачали головами, но от комментариев воздержались. Мы продолжили свой путь, и после остановок на двух заправках с неработающими туалетами Лесли заявил:

– Если и на следующей заправке туалет не будет работать, обещаю, что мы все выстроимся вдоль дороги и облегчимся так же, как это делаете вы! Но было бы хорошо, чтобы там появилась какая-нибудь красивая девушка, вроде той, что предложила тебе встретиться!

– Значит, уже догоняешь, – ухмыльнулся я довольно. – Делай, как я тебе говорю, и увидишь, что не пожалеешь!

– О’кей! – ответил англичанин. И после третьей заправки без туалета все построились на обочине и расстегнули ширинки. Внизу, вдоль дороги, рокотала и пенилась мутная полноводная река, волочившая вырванные с корнем деревья и крупные камни, а мимо нас проезжали машины и весело нажимали на клаксоны. Так начался процесс оболгаривания спортивных рыбаков из Англии.

Когда стемнело, я остановился, чтобы поужинать в ресторане моего знакомого, ко-торого я знал ещё со времён службы в армии. Не задавая вопросов, заказал всем по ассорти на решётке с бутылкой «Мавруда», чтобы «легче проскальзывало» в горло. Двое из них попытались прикинуться вегетарианцами, но Лесли одарил их таким строгим взглядом, что они стушевались и опустошили свои тарелки первыми!

В полночь мы прибыли в Смилян. Уставшие от дороги и истощённые эмоциями, англичане едва выползли из джипов у дверей лучшей гостиницы в селе. Здесь предлагали даже молочную ванну для восстановления сил. Конечно, молока было 10%, а остальное – сыворотка, но туристы же об этом не знали! Я предложил Лесли испробовать ванну Клеопатры, а он решил, что это моя очередная шутка. Когда я привёл его в ванную и дал знак налить молоко, он просто остолбенел. Потом, совсем как робот, повернулся и позвал остальных. В эту ночь англичане отдыхали в свежем молоке и попивали охлаждённую троянскую ракию. По их взглядам было ясно, что они отдали себя в руки судьбы или, точнее, в мои руки. Подперев стену, мой сын устало позёвывал. С большим трудом, общими усилиями мы сумели разнести по номерам вдрызг пьяных, уснувших в ванной рыбаков.

На следующий день ребята должны были ловить форель. Мы тронулись, но через несколько километров пришлось остановиться. Горная река подмыла асфальт, и половина шоссе сползла. Всё-таки осталась полоса, достаточная для машины высокой проходимости. Англичане перешли пешком на неповреждённую часть дороги, а я поднял капот джипа и сорвал пломбы на дизельном насосе и воздушном фильтре. Дав газ, с облегчением почувствовал, что мотор увеличил обороты. Потом позаботился и о втором джипе, посоветовав сыну смотреть и учиться делать off road.

Сдав немного назад, я форсировал мотор и даже, к собственному изумлению, с небольшим буксованием выполз на сохранившийся асфальт к англичанам. От удивления они восторженно зааплодировали. Стоящие на дороге туземцы наблюдали зрелище с молчаливой завистью. Мой сын попытался повторить операцию, но джип занесло и его задняя часть повисла над рекой. Я устремился к машине и вытащил крюк лебёдки. Включил электромотор для раскрутки стального троса и, долетев до моего джипа, зацепил его за дышло. Сын форсировал двигатель, лебёдка начала натягивать трос, и постепенно джип пополз. В тот момент, когда он уже был на шоссе, электромотор лебёдки выпустил облако дыма и умолк. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что умолк он навсегда.

– Хорошая машина, но индийская! – объяснил я англичанам. Мы опять сели в джипы и поехали. Останавливались несколько раз у реки, но места, подходящего для рыбалки, так и не нашли. Поехать на озёра «Доспат», «Батак» или куда-нибудь ещё рыбаки категорически отказались, так как хотели ловить форель только в реке. Решили через день-два, когда реки успокоятся немного, сделать ещё одну попытку, а до тех пор предоставили мне право выбирать, где и как проводить время. Я не возражал и начал действовать.

На третий день мы добрались до границы с Грецией. Прогулялись по греческой земле, посмотрели, как местные лесорубы тёшут брёвна. Потом я купил у местного пастуха одного барашка. Точно посередине между двумя пограничными столбами, там, где когда-то была высокая проволочная ограда, англичане с большим трудом выкопали глубокую яму. Они продолбили землю своими ножами, потом собрали дров и мы приготовили «ягнёнка по-гайдукски». Я дал денег пастуху, и пока ягнёнок запекался, он принёс большую оплетённую бутыль, полную густого вина из ежевики. Мы разбавили его кристально чистой ледяной водой из ручья. Это вино буквально околдовало всех нас. Мы достали из ямы уже запечённого ягнёнка. Мясо от косточек отделялось без малейших усилий. Я приправил его тимьяном и какими-то незнакомыми местными травками, издававшими аромат, перед которым невозможно было устоять. Как голодные волки набросились мы на ягнёнка, съели всё до последнего кусочка, а потом попадали прямо на траву и проспали до наступления темноты.

На четвёртый день мы были почётными гостями на свадьбе у болгар-мусульман.
На пятый – участвовали в состязаниях с мулами. На шестой – сидели в жюри конкурса за самый вкусный родопский пататник – пирог с картошкой. На седьмой – добрались до Огняново, где мои рыбаки целый день отдыхали в бассейне с горячей минеральной водой.

На восьмой – участвовали в соревновании «Кто больше выпьет ракии». От этого дня практически никаких воспоминаний не осталось. На девятый – прибыли в Триград. Увидели, что вода в речке уже спокойная, и отправились по её течению.

В одной из заводей Джон поймал первую форель на искусственную муху. Потом великодушно отпустил её обратно в воду. Все засняли великое событие и угостились по этому поводу, в результате чего мой джип затонул на речном мелководье. Пока я форсировал и буксовал, сгорела прокладка головки двигателя. Немного позже сгорела и вторая лебёдка. Поскольку двигатель постоянно терял антифриз, я заменил его водой. Температура неизменно стояла на красной отметке. Пришлось привязать один джип к другому и таким вот образом передвигаться до конца нашего путешествия. Иной рыбы уже никто не поймал.

До столицы оставалось два дня езды. Когда приходилось останавливаться по малой нужде, англичане спокойно выстраивались, как солдаты, и по команде Лесли делали своё дело. Даже снимали всё на камеры, но только сзади и со стороны. Однажды они взвесились и оказалось, что каждый поправился как минимум на три килограмма. Все без исключения овладели по крайней мере тремя болгарскими матерными словами, знали, что сказать, чтобы «снять» девушку, и имели загар, как после двух недель на пляже. Где-то в Родопах они потеряли свою английскую изысканность и наконец-то стали похожими на полноценных мужчин.

На прощанье англичане по-братски нас обняли и деликатно сунули по конверту в карманы мне и моему сыну. От имени всех Лесли поблагодарил за невероятный отдых. Сказал, что ни в какой другой стране он не проводил время так здорово и что будет помнить эту спортивную рыбалку до конца своей жизни. Я ничуть не усомнился в его словах. Несчастный должен был посетить более ста стран во всём мире, чтобы наконец-то пережить две самые ценные недели в своей жизни. Англичане улетели со счастливыми лицами, но совсем не так выглядел представитель фирмы, в которой я арендовал джипы. Увидев машины, он сначала схватился за голову, потом за сердце и, в конце концов, сполз на землю.

Почти то же самое случилось и с Вадимом, когда он выслушал мой подробный рассказ о наших приключениях.

– Мы разорены! Ты нас прикончишь своим безумством! – возмущался он целую неделю после моего возвращения, пока не получил заявку на отдых ещё от девятнадцати англичан, кстати, по тому же маршруту и с тем же экскурсоводом. Группа состояла из родственников и приятелей спортивных рыбаков. Параллельно с этим, в знак благодарности, на счёт фирмы дополнительно была переведена сумма в тысячу английских фунтов.

И представьте себе, эта славянская душа, этот русский человек – рубаха парень Вадим, глядя на меня одновременно с возмущением и восхищением, потёр свой небритый подбородок и отрезал:

– А ты не получишь и одного пенни! Ты должен радоваться, что у англичан есть чувство юмора и только по этой причине мы не разорились! Одиннадцать джентльменов – спортивных рыбаков возвращаются через две недели всего с одной пойманной рыбой!!! А в придачу к этому ещё и довольны, и посылают деньги! Это настолько ненормально, что никто из нашего бизнеса мне не поверит, если я расскажу!

– А ты не рассказывай! – хмуро посоветовал я. – Если расскажешь, они поймут, какой необработанный алмаз ты имеешь в моём лице и сделают мне предложение получше!

– Иди сюда, я тебя обработаю, алмаз! – двинулся на меня Вадим, но я решил не рисковать и вышел из офиса с высоко поднятой головой. Всё-таки русский – это тебе не англичанин. Независимо от его доброй души, и даже если он не выпил ни капли водки, нельзя рассчитывать на хорошие манеры. Русский навсегда останется для меня загадкой. Совсем другое дело англичанин – спортивный рыбак!

Биография Красимира Бачкова

2 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.